МБОУ "Гилево-Логовская СОШ"
с. Гилёв-Лог Романовского района Алтайского края
  • Стажёрская площадка

    Магистральное направление  Профориентация  проекта  Школа Минпросвещения АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЙ РАБОТЫ  В ШКОЛЕ

    1. ПРОЕКТ «ШКОЛА МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ» ЯВЛЯЕТСЯ  СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ МЕХАНИЗМОМ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА СТРАНЫ
    2. Главная цель проекта – создание равных условий для реализации идеологии единого образовательного пространства для каждого школьника независимо от социальных и экономических факторов, его места проживания, достатка семьи, укомплектованности образовательной организации, её материальной обеспеченности
    3. В Концепции реализованы приоритетные направления

     современной стратегии развития российского образования

    - Формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование

    - Укрепление единой воспитывающей среды, ориентированной на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей

    - Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования.

    1. В соответствии с представленной концепцией в развитии единого образовательного пространства выделяются пять магистральных направлений, в центре которых стоит ученик:

    Знание      Здоровье      Творчество      Воспитание     Профориентация

    Эти направления дополняются ещё тремя составляющими:

    -  Учитель.   Школьная команда

    - Школьный климат

    -  Образовательная среда

    5.  Магистральное направление «Профориентация» проекта «Школа Минпросвещения России» предусматривает сопровождение осознанного отношения обучающихся к профессиональной трудовой сфере, основанного на создании условий для формирования у них набора необходимых компетенций. Эти умения понадобятся школьникам для успешного само определения и общей внутренней готовности к успешному решению проблем профессиональной жизни и включают использование системы профессиональных проб, сетевых программ с колледжами и вузами, сотрудничество с семьёй с участием работодателей и заинтересованной общественности в целях обеспечения социально-экономического развития и суверенитета России.

    Современная ситуация в России, те трудности, которые испытывают выпускники c профессиональным самоопределением, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Проблема осложняется тем, что в наше время обучающимся очень непросто делать выбор из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке труда и непонимания содержания профессий и их возможной трансформации в будущем. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у обучающихся, которые позволят осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за него и профессионально мобильными.

     Основные ошибки, которые делают выпускники школ при выборе профессии, связаны с:

     ■ выбором сферы деятельности или образовательной организации «за компанию» под влиянием мнения знакомых, друзей, кумиров;

     ■ поступлением по принципу «куда пройду» с целью отложить начало взрослой жизни;

    ■ концентрацией внимания на выборе вуза, а не на получаемой специальности;

    ■ ориентацией на внешнюю привлекательность профессии или моду, недооценкой трудностей выбранной специальности.

    Избежать этого поможет эффективно организованная профориентационная работа, которая займёт важное место в деятельности школы, так как позволит связать систему общего образования с социально-экономической системой страны, потребностями обучающихся, с их будущим.

    Система профориентации, выполняющая диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции, интегрируется в образовательный процесс, где становится одним из важнейших компонентов развития как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Это поможет каждому выпускнику школы найти, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терять напрасно время, силы (и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором они могли бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. О необходимости создания такой единой системы профессиональной ориентации обучающихся долгое время говорили педагоги, специалисты в области профориентации, родители школьников, работодатели и сами обучающиеся. Министерством разработана модель, получившая название «Профориентационный минимум», которая содержит достаточно широкий и разнообразный набор профориентационных практик для формирования готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей, а также запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровня.

    Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также  включена во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

    Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно,  профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

    6.  Что необходимо учитывать  при работе с  показателями оценивания магистрального направления Профориентация?  Давайте вместе разберемся!:

    5.1.  Показатель оценивания:

    • Реализация утвержденного календарного плана профориентационной деятельности в школе (в соответствии с календарным планом профориентационной деятельности, разработанным в субъекте РФ) (критический показатель)
    •      Дефицит: Отсутствует утвержденный календарный план профориентационной деятельности в школе
    • Не реализуется утвержденный календарный план профориентационной деятельности в школе

      В нашей школе имеется утвержденный план профориентационной деятельности.  При  его разработке   были использованы нормативные документы, указанные на  данном слайде.

    5.2 Показатель оценивания:

    - Определение ответственного за реализацию профориентационной

    деятельности (в должности не ниже заместителя директора)

      Приказом назначен ответственный за реализацию профминимума-  Шиповалова В. Н., наш педагог –навигатор,   организующий работу на платформе  «Билет в будущее»

     5.3. Показатель оценивания

    • Наличие соглашений с региональными предприятиями/организациями, оказывающими содействие в реализации профориентационных мероприятий

    Соглашение может быть заключено с предприятиями, профессиональными образовательными организациями, вузами, организациями дополнительного образования детей, Центром опережающей профессиональной подготовки и др.

     В число партнеров для организации профориентационно значимых активностей могут быть включены:

    • государственные и негосударственные организации из сферы культуры, физической культуры и спорта;
    • комитет по делам молодежи;
    • общественные организации и фонды;
    •  музеи;
    •  средства массовой информации;
    • объединения специалистов в разных сферах;
    • промышленные предприятия, предприятия малого бизнеса и т.д.
    •  центры занятости населения;

    Наша школа заключает соглашение с центром занятости населения по Романовскому району,    в летний период организуется работа производственной бригады

    5.4. Показатель оценивания:

    • Наличие профильных предпрофессиональных классов (инженерные,

    медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и др.)

       Дефициты:

    • Отсутствие профильных предпрофессиональных классов, удовлетворяющих интересы и потребности обучающихся.

    В этом учебном году  у нас отсутствует 10 класс,  но в перспективе готовы проработать данный вопрос при наличии образовательных потребностей у учащихся.

    5.5. Показатель оценивания:

    Наличие и использование дополнительных материалов по профориентации, в том числе мультимедийных, в учебных предметах общеобразовательного цикла

    Проект «Шоу профессий» - это проект, который
    в формате ярких видеороликов расскажет  о самых важных и интересных профессиях и профессиональных сферах,  познакомит  с успешными людьми, расскажет все о плюсах и минусах профессий, а еще посоветует, куда поступить и даже где работать.

     Данный проект – это реальная Помощь в профориентации, популяризации специальностей, в знакомстве с лучшими профессионалами и ведущими компаниями страны 

     Платформа  «БИЛЕТ в будущее»-

    Предметные профориентационные уроки расскажут о том, как тот или иной предмет будет полезен в профессиональной деятельности и в каких отраслях знание этого предмета пригодится больше всего. По материалам можно будет провести как полное занятие на 40 минут, так и взять часть для дополнения урока.

    Для 6-11 классов  доступны уроки по общеобразовательным предметам: русский язык и литература, математика, химия, физика, биология, информатика, обществознание. Для 6-7 классов дополнительно  доступны география, иностранный язык, история.

    Атлас новых профессий

    Ваш навигатор по рынку труда будущего,  предлагаются инструменты, помогающие учителям разговаривать с детьми о выборе карьеры, Планы занятий, вебинары, настольные игры и готовые онлайн-уроки с домашним заданием

                                               Ученик

    • Познакомится с профессиями из Атласа новых профессий в живой интерактивной форме
    • Увидит влияние новых технологий на рынок труда
    • Научится оценивать перспективность той или иной профессии
    • Узнает, какие надпрофессиональные навыки ему нужно будет развивать для успешной работы

                                             Учитель

    • Получит готовый инструмент для длительной профориентации на протяжении года.
    • Сэкономит свое рабочее время
    • Сможет проводить интересные интерактивные уроки
    • Сможет сформировать у обучающихся отношение к школе как к трамплину во взрослую жизнь
    • У школы появятся дополнительные конкурентные преимущества

    5.6. Посещение обучающимися экскурсий на предприятиях

    5.8. Посещение обучающимися экскурсий в организациях СПО и ВО

    Учащиеся  школы побывали на пекарне и животноводческой ферме  в с. Романово, узнали много нового и интересного для себя. Попробовали свежий хлеб, узнали о технологии его приготовления. Радушные хозяева напоили ребят чаем с беляшами.  Затем  учащиеся  посетили животноводческую ферму, где им показали довольно тяжёлый, но очень нужный труд животноводов.

     Учащиеся школы посещают  предприятия и  нашего села: Почта, ФАП, пожарная часть, магазин, библиотека,   Центр досуга, фермерские хозяйства.

    В рамках реализации плана профориентационной работы   девятиклассники   всегда посещают День открытых дверей  в Романовском филиале Ребрихинского  профессионального лицея, знакомятся   с бытом учащихся,  узнают о  профессиях, которые можно получить  в этом лицее.

     Старшеклассники, как правило, стараются  посещать дни открытых дверей в тех вузах и колледжах , в которые планируют поступать

     Частые гости в нашей школе-наши выпускники, рассказывающие о своих профессиональных учебных заведениях  или своем профессиональном опыте.

     Большой интерес у учащихся вызвала встреча с Выпускником 2005 года  Героем России  Семенко Павлом.       Итог беседы-  желание иметь автограф Паши и !!! слова, сказанные  одним их учащихся - Я знаю, кем я хочу стать – военным!!-   

    5.7. Участие обучающихся в моделирующих профессиональных пробах

    (онлайн) и тестированиях

    5.9.Посещение обучающимися профессиональных проб на региональных площадках

    Подсказка:  участие в моделирующих профессиональных пробах и тестированиях мы обеспечиваем  с помощью работы на платформе  Билет в будущее

    5.10. Посещение обучающимися занятий по программам дополнительного образования, в том числе кружков, секций и др., направленных на профориентацию

          

    На уровне НОО профориентационная модель реализуется через проектно-исследовательская деятельность, которая  представлена занятиями  в Центре образования «Точка роста» -  «Чудеса окружающего мира», направленными на формирование исследовательских умений в процессе  проектной работы. Художественно- творческая деятельность  представлена Школьным театром «Цветик –семицветик»,  который способствует развитию у обучающихся креативных способностей.

     

      На уровне ООО и СОО  профориентационная модель реализуется через  курсы внеурочной деятельности и   программы дополнительного образования в Центре образования «Точка роста»

     «Практическая биология»

     «Занимательная химия»

    «Юный физик»

    Химический практикум

    Практическая математика

    Моя  правовая  культура

    Моделирование

    Практическая география

    Очень заинтересовал детей кружок Моделирования- Лубанец С. В. ( основой работы кружка  стали образовательные наборы по механике, мехатронике и робототехнике, которые предназначены  для проведения дополнительных занятий по конструированию с целью изучения  наиболее распространенной элементной базы, применяемой для инженерно- технического творчества учащихся и разработки учебных моделей).

     

     Дополнительно  к этому  дети знакомятся  с  беспилотными летательными аппаратами. Учатся их запускать и управлять квадрокоптерами , вести съемку территории.

    Изучение этих направлений   в школе позволяет ученикам успешнее пройти процесс подготовки к современной жизни, где огромное значение имеют высокие технологии,   открывает широкие горизонты для выбора профессии, профессиональной ориентации.

    На уровне СОО профориентационная модель реализуется посредством изучения учебных предметов на профильном уровне ( 11 класс- естественно-научный профиль)

    5.11. Показатель оценивания

    Прохождение обучающимися профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих

       

    Подсказка:  Центр опережающей профессиональной подготовки Алтайского края

    ЦОПП – универсальный навигатор по рынкам образования и труда

     

    ЦОПП обладает полными и актуальными знаниями о том, какие компетенции и навыки будут востребованы завтра, и где их можно получить уже сегодня

     

    ШКОЛЬНИКАМ

    Профориентация, информация о профессиях и компетенциях завтрашнего дня, свой собственный первый стартап

     

    СТУДЕНТАМ

    Информация о компетенциях, дополняющих базовое образование, навыки для полноценного выхода на рынок, индивидуальная траектория обучения и развития

    РАБОТОДАТЕЛЯМ

    Индивидуальные программы переподготовки сотрудников, повышение квалификации сотрудников в соответствии с запросами рынка

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

    Ориентация на актуальные требования рынка труда, ориентация на современные образовательные технологии

    ЦОПП Алтайского края  представляет  инновационную площадку:

    -  обеспечения  координации  развития и использования ресурсов Алтайского края совместно с другими образовательными организациями в целях опережающей профессиональной подготовки кадров  как   основного   ресурса цифровой трансформации экономики  региона;


       - реализации  программ ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан;


    - реализации программ повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций;


    - проведения демонстрационного экзамена для лиц, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования;


    -   осуществления мероприятий по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, а также обучения их первой профессии

    5.12. Показатель оценивания

    • Проведение родительских собраний на тему профессиональной ориентации, в том числе о кадровых потребностях современного рынка труда

     

    Взаимодействие с родителями- актуальная  форма профориентационной работы. Родительские собрания, индивидуальные консультации- все это мы используем.

      И вновь нас выручает платформа  Билет в будущее.

    На сайте школы мы стараемся размещать  информацию   ,  и для учащихся- памятки, видеоролики

     

    5.13. Показатель оценивания:

     Участие обучающихся 6‒11 классов в мероприятиях проекта «Билет в будущее»

     Третий год  в нашей школе реализуется данный проект.

    5.14. Показатель оценивания:

     Участие обучающихся в чемпионатах по профессиональному мастерству, в том числе для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, включая фестиваль «Знакомство с профессией » в рамках чемпионатов «Абилимпикс»

    Подсказка:  интернет-ресурсы по данной теме!

    Т. о., основные направления  работы школы  по сопровождению выбора профессии мы реализуем через:

    -Урочную деятельность

    - внеурочную деятельность

    - воспитательную работу

    - Программы дополнительного образования

    - взаимодействие с родителями

    • Система профессиональных проб в разных профессиях.
    • Тематические экскурсии и события с участием профессиональных сообществ, бизнеса.
    • Программа «Билет в будущее».

     программы профориентации совместно с колледжами, вузами

    • Психологическое и тьюторское сопровождение выбора профессии.
    • Вовлечение семьи в профориентационный процесс.

     Стараемся увлечь детей, учимся сами, изучаем опыт других школ!

    Нам есть, куда расти, нам есть , над чем еще нужно работать!!!

    Документ
    Регистрационный №
    и дата
    Серия и №
    Дата окончания
    срока действия

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике